Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 14.09.2021

ОБ АКТУАЛЬНОМ С НАЧАЛЬНИКОМ ОТДЕЛА ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Александр Шеметюк

В нашей стране ежегодно совершенствуется система образования, чтобы создать оптимальные условия для развития каждого ребенка. В текущем учебном году также будет немало новшеств. Каких именно? С этим и другими вопросами, касающимися изменений в организации образовательного процесса, в начале учебного года мы обратились к начальнику отдела по образованию Кобринского райисполкома Александру Шеметюку.

– Александр Викторович, на августовском совещании педагогических работников Кобринщины было озвучено, что прекратила свое существование Запрудская базовая школа, а Леликовская средняя школа реорганизована в базовую. В связи с этим в каких школах сегодня учатся дети и как решен кадровый вопрос?

– К концу прошлого учебного года в Запрудской школе обучалось 29 детей, четверо из которых были выпускниками. К 1 сентября эта школа была ликвидирована. В настоящее время 13 ее учащихся, включая первоклассника, посещают Лукскую среднюю школу, 10 – Остромичскую среднюю школу, а двое учатся в школах Кобрина.

Директор Запрудской школы Татьяна Николаевна Федорук с начала нового учебного года возглавляет Буховичскую среднюю школу. В соответствии с законодательством всем педагогам и техническим работникам также была предложена работа. Некоторые отказались от трудоустройства и получили компенсацию. Никаких жалоб и обращений, касающихся кадровых вопросов, в отдел по образованию не поступало.

Для того чтобы сохранить здание Запрудской школы и имеющееся там имущество до того момента, пока оно не будет выставлено на торги и выкуплено, мы будем его охранять. Сторожами согласились поработать работники этой школы.

Леликовская школа в настоящее время является малокомплектной – обучается всего 22 ученика. Содержать это учреждение образования при таком малом количестве учащихся экономически не выгодно. Мы реорганизовали его в базовую школу. Для учащихся 10–11 классов организован подвоз автобусом в Дивинскую среднюю школу.

– В этом году, как обычно, учебные заведения Кобринщины пополнили молодые специалисты. Их приход решил в целом кадровые вопросы?

– В этом году школы Кобринщины пополнили 50 молодых специалистов. Из них 44 – бюджетники, которым мы предоставили первое место работы, а шесть человек со свободными дипломами сами изъявили желание у нас работать. Из беседы с молодыми специалистами я узнал о том, что большинство из них осознанно шли в профессию и хотят в дальнейшем, после отработки, посвятить себя педагогической деятельности.

Педагогическими кадрами школы укомплектованы. Однако имеет место нехватка учителей физики и математики. Данная проблема решается привлечением к работе учителей-пенсионеров и увеличением нагрузки имеющихся кадров.

– Александр Викторович, какова в этом учебном году наполняемость классов, есть ли переполненные?

– По сравнению с прошлым учебным годом наполняемость классов у нас в районе выросла с 17,8 до 18,3 человек. Однако нужно понимать, что у нас есть сельские школы, где в классе учится всего 3–4 ребенка, а есть городские, с количеством учащихся более 30. Наибольшее количество классов с высокой наполняемостью в школах № 8 и № 9, т. е. в тех микрорайонах-новостройках, где социальная инфраструктура не успевает за строительством жилья. Однако, например, в той же гимназии классы могли бы расти, но учебные помещения согласно санитарным нормам уже сегодня вмещают максимум учащихся – 24–26 человек. Кроме того, согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании, в классах интегрированного обучения и воспитания не должно обучаться больше 20 детей. Для того чтобы соблюдать эту норму, нам приходится увеличивать количество учащихся в общеобразовательных классах. Хотя в этом учебном году нам не везде удалось выдержать эту норму. Из всех учреждений города менее всего загружена учащимися СШ № 3, в которой учебный процесс организован в одну смену.

– С 1 сентября в штатное расписание учреждений общего среднего образования введена ставка руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Как подбираются кандидаты и какой пласт работы ляжет на их плечи?

– Руководитель по военно-патриотическому воспитанию входит в подчинение заместителя директора по воспитательной работе. Таких ставок у нас в районе 19 для 29 учреждений образования, т.к. в школах с количеством учащихся от 50 до 350 руководитель будет работать на 0,5 ставки. Сегодня стоит важная задача – подобрать на эти вакансии кадры, которые смогут плодотворно работать с ребятами и курировать все мероприятия, связанные с военно-патриотической деятельностью. Из квалификационных требований – опыт военной службы и педагогическое образование. Поэтому мы не смогли в одночасье заполнить 29 школ такими руководителями. Школьные коллективы, в которых работали мужчины с педагогическим образованием и с опытом службы, мы укомплектовали. А в поисках девяти кандидатур обратились в военный комиссариат Кобринского и Жабинковского районов. Постановление Совмина позволяет нам отступить от квалификационных требований в части того, что мы можем взять на работу руководителями тех, у кого нет педагогического образования. Преимущество будет отдаваться офицерам с опытом работы с личным составом. Я думаю, что к концу сентября у нас не будет учреждений образования, где не было бы руководителя по военно-патриотическому воспитанию.

– В этом году в школах появилось несколько новых факультативов. Александр Викторович, учащиеся каких классов и что на них будут изучать?

– В новом учебном году учащиеся 5–6 классов, независимо от вероисповедания, смогут посещать факультатив «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма». Учебник «Духовность и патриотизм», разработанный Министерством образования и Белорусской православной церковью, был представлен на республиканском педсовете. Ведущими принципами при проведении факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» являются принципы добровольности, системности, доступности, наглядности, практикоориентированности. При определении содержания факультативных занятий учитывается светский характер образования и необходимость соблюдения соответствующих нормативных правовых документов. Цель данных занятий – формирование духовно-нравственной культуры и патриотизма учащихся на основе использования потенциала христианских традиций и ценностей белорусского народа.

Еще один факультатив «Основы финансовой грамотности» смогут посещать ученики 8–9 классов. Учебно-методический комплект из пособия для учащихся и пособия для учителей, которое содержит теоретический материал и практические задания, предназначенные для формирования знаний по финансовой грамотности, подготовлен Нацбанком, Минобразованием и авторским коллективом БГУ. Пособие для учащихся раскрывает основные темы в сфере финансов: семейный (личный) бюджет, сбережение и страхование, кредит и другие формы финансирования, профессии в финансовой сфере, деньги и денежное обращение, цифровой банкинг, инвестиции, налоги. Пособие для учителей является ориентиром для педагога в процессе проведения факультативных занятий по финансовой грамотности. Замечу, что факультативы финансовой грамотности, так же как и факультативы духовной направленности, и ранее существовали во многих школах Беларуси, более того, в наших школах ежегодно проходят недели и олимпиады по финансовой грамотности среди учащихся.

– К новому учебному году были скорректированы Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования. Что поменялось?

– Не буду вдаваться в подробности предназначения самих Правил, приведу несколько примеров. Ранее различные нормативные документы по-разному трактовали то, как должна была проходить итоговая аттестация. Существовало такое понятие, как динамика, когда годовая отметка выставляется как средняя арифметическая четвертных с учетом динамики. Таким образом, если ученик в четверти получал две четверки и две пятерки, годовой отметкой была пятерка, а если две пятерки и две четверки, то годовой отметкой могла быть и четверка. Даже в одной и той же школе при одном и том же наборе отметок у одного и того же учителя у одного ученика могла за четверть выставляться 4, у другого – 5. В зависимости от трактовки нормативного документа учителями и самими родителями часто возникали конфликтные ситуации. Для того чтобы не было подобных спорных ситуаций, в правила аттестации внесены определения, из которых следует, что итоговая аттестация происходит по итогам отметок за четверть и выставляется как среднеарифметическое с математическим округлением независимо от сочетания отметок. Такое же правило распространяется и на аттестацию за четверть.

Также уточнен порядок проведения промежуточной аттестации учащихся. Теперь она осуществляется при наличии не менее трех отметок, тогда как раньше были и такие случаи, когда ученика аттестовали в четверти при наличии всего одной оценки. А также при наличии не менее одной отметки по итогам текущей аттестации в письменной или практической форме – по учебным предметам, по которым предусмотрена текущая аттестация в письменной или практической форме. Таким образом, если учащийся пропустил контрольную работу, он обязан будет ее написать, иначе будет не аттестован в четверти. Исключение из этих правил составляют учебные предметы, которые стоят в расписании один раз в неделю.

В целом, что касается изменений правил аттестации, оцениваю их положительно, потому что многие спорные моменты, которые часто возникали между родителями и педагогами, исчезнут, появляется понимание того, как выставляются отметки за четверть и за год.

– В связи с этим не могу не задать вопрос: как часто лично к вам обращаются родители или педагоги по вопросам урегулирования конфликтных ситуаций, которые в последнее время нередко возникают в школах города и района и даже стали отдельной темой Республиканского педагогического совета с участием Президента?

– К сожалению, в последнее время школа воспринимается родителями как сфера услуг. Многие из них считают, что они привели ребенка в школу, где за ним будут присматривать, ухаживать и при этом педагоги должны безоговорочно прислушиваться к требованиям родителей. И это проблема не только Кобринского района, поэтому на такое положение дел было обращено внимание Президентом Республики Беларусь и Министром образования на республиканском педагогическом совете. Там публично было сказано о том, что, к сожалению, у нас часто педагог выступает в роли мальчика для биться. Какие бы в школе не происходили непредвиденные ситуации, всегда крайним оказывается педагог. Также на педсовете было сказано, что следует уйти от публичного осуждения педагога, а наоборот, стоит приводить примеры, когда педагоги действительно отдают сердце детям. Все негативные моменты должны решаться и рассматриваться на уровне учреждений или отделов по образованию, а не предаваться публичности, уж тем более не выходить в сферу социальных сетей. Ведь зачастую, если случаются один или два негативных примера, они сразу же распространяются априори на всех педагогов или руководителей учреждений образования. Поэтому глава государства на педсовете в очередной раз сказал о том, что надо навести порядок в учреждениях образования, и это касается не только дисциплины учащихся, но и дисциплины педагогических работников. К сожалению, можно констатировать тот факт, что в последнее время и личностные качества некоторых педагогов оставляют желать лучшего. Наверно, неслучайно сейчас будут вводиться этические правила педагогических работников, которые будут закреплены юридически.

Конфликты между учащимися, педагогами и родителями были, есть и будут, отсюда никуда не уйти. Невозможно сделать идеальную школу. Но порой возникает много необоснованных требований. Конечно же, ко мне постоянно обращаются и родители, и педагоги, чтобы урегулировать возникший конфликт. К сожалению, чаще, чем того хотелось бы. Из практики этих обращений отмечу, что зачастую все назревшие конфликтные ситуации могли быть решены на уровне учреждений образования или даже на уровне классного руководителя. При рассмотрении возникшей ситуации я всегда стараюсь быть объективным. Поэтому хотелось бы напомнить и педагогам, и родителям о том, что вы не противоборствующие стороны. У нас у всех одна общая цель – воспитать и обучить детей. И мы должны к этой цели стремиться, сделать так, чтобы эту цель достигнуть с наилучшими результатами.

Маргарита Савчук

Фоторепортаж