Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 22.06.2022

Несчастные случаи, связанные с поражением электрическим током, и как их избежать

В Республике Беларусь ежегодно имеют место несчастные случаи, связанные с поражением электрическим током персонала предприятий. Основными причинами таких случаев являются неудовлетворительная организация эксплуатации электрохозяйства, нарушение «Правил охраны электрических сетей», отсутствие у персонала элементарных знаний об опасности электрического тока.

 

В организациях республики в 2020 – 2021 годах на объектах уборки урожая произошли следующие случаи электротравматизма:

  • 03.08.2021 при производстве зерноуборочных работ комбайном, принадлежащем ОАО «Новогородищенское» (Шкловский район, Могилевская область) произошло приближение на недопустимое расстояние к проводам воздушной линии (далее – ВЛ) 10 кВ помощника комбайнера. Мужчина попал под действие электрического тока и был тяжело травмирован.

Причины несчастного случая: срыв изолятора фазы «А» со штыревого крепления траверсы на опоре ВЛ 10 кВ № 547, чем был снижен габарит фазы «А» (до 5,35 м). Также одной из причин явилась личная неосторожность пострадавшего.

  • 22.09.2020 произошел несчастный случай с водителем автомобиля в филиале «СГЦ «Заднепровский» ОАО «Оршанский комбинат хлебопродуктов». Автомобиль марки МАЗ застрял на зерновом поле. Буксировка автомобиля осуществлялась кормоуборочным комбайном «Ягар-850», высота которого более 4,5 м. После буксировки автомобиль и кормоуборочный комбайн остановились в охранной зоне воздушной линии электропередачи 10 кВ, при этом силосопровод комбайна оказался в непосредственной близости к крайнему проводу воздушной линии электропередачи. При снятии металлического буксировочного троса с кормоуборочного комбайна водитель автомобиля МАЗ попал под действие электрического тока. Пострадавший с ожогами обеих кистей рук в бессознательном состоянии был госпитализирован.

Причиной несчастного случая явился проезд машин и механизмов, имеющих высоту более 4,5 м, в охранной зоне воздушной линии электропередачи без получения соответствующего разрешения эксплуатирующей организации.

  • 04.09.2020 в д. Войниловичи (Несвижский район) произошел несчастный случай с водителем ДРСУ № 168 филиала КУП «Минскоблдорстрой». Водитель автомобиля МАЗ осуществлял разгрузку песка в охранной зоне ВЛ 10 кВ. При разгрузке произошло касание кузова автомобиля провода ВЛ. Водитель не опустил кузов автомобиля и вышел из кабины для его очистки. Заметив дымление колес, сделал попытку забраться в кабину автомобиля. Попал под действие электрического тока и был смертельно травмирован.

Основной причиной несчастного случая явилось самовольное выполнение погрузочно-разгрузочных работ в охранной зоне ВЛ 10 кВ без получения соответствующего разрешения эксплуатирующей организации.

  • 01.09.2020 аварийное отключение ВЛ 10 кВ произошло в результате проведения водителем строительного треста № 14 г. Гомеля, разгрузочных работ в охранной зоне ВЛ. Водитель автомобиля МАЗ установил автомобиль под проводами ВЛ 10 кВ. При выгрузке песка кузовом зацепил провод, произошло возгорание автомобиля, водитель покинул автомобиль. Водитель не пострадал. Производство погрузочно-разгрузочных работ в охранной зоне указанной ВЛ не согласовывалось с филиалом «Гомельские электрические сети» РУП «Гомельэнерго».

Основные причины несчастного случая: личная неосторожность водителя и низкий контроль работ со стороны руководства стройтреста.

  • 19.08.2020 индивидуальный предприниматель на личном автомобиле марки МАЗ по договору об организации автомобильных перевозок грузов с ОАО «Птицефабрика Дружба» осуществлял перевозку зерна. На площадке складирования и хранения зерна ОАО «Птицефабрика Дружба» водитель произвел выгрузку зерна с кузова полуприцепа. После выгрузки, не опуская кузов полуприцепа, продолжил движения автомобиля в сторону выезда, задев при этом провод ВЛ 10 кВ. Выйдя из автомобиля, водитель увидел загоревшиеся передние колеса и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При приближении к кабине автомобиля и прикосновении к ручке двери попал под напряжение и был смертельно травмирован электрическим током.

Причины несчастного случая: самовольное выполнение разгрузочных работ в охранной зоне ВЛ 10 кВ без получения соответствующего разрешения эксплуатирующей организации и личная неосторожность пострадавшего.

  • 11.08.2020 несчастный случай произошел в г. Шумилино (Витебская область). На площадке для стоянки автотранспортной техники водитель автомобиля MAN (индивидуальный предприниматель) произвел выгрузку щебня из полуприцепа и, не опуская кузов, начал движение в сторону выезда, расположенного на расстоянии 10 м от оси ВЛ-10 кВ. При движении кузовом задел нижний провод ВЛ-10 кВ. При этом произошел обрыв провода. Оборванный провод остался лежать на поднятом кузове полуприцепа. Выйдя из автомобиля, водитель увидел дымящееся колесо полуприцепа и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При прикосновении к кабине автомобиля мужчина попал под напряжение, но сумел забраться в автомобиль. В момент движения автомобиля произошло схлестывание двух проводов ВЛ, вследствие чего произошло аварийное отключение ВЛ-10 кВ. С электротравмами пострадавший был доставлен в больницу.

Причины несчастного случая: самовольное выполнение разгрузочных работ в охранной зоне ВЛ 10 кВ без получения соответствующего разрешения эксплуатирующей организации и личная неосторожность пострадавшего.

Напоминаем, что «Правилами охраны электрических сетей» установлены охранные зоны линий электропередачи. Охранной зоной воздушной линии электропередачи называется участок земли и воздушного пространства, ограниченный вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны от крайних проводов линии при не отклоненном их положении на расстоянии:

— 2 м для линий напряжением до 1000 В;

— 10 м для линий напряжением до 10 000 В;

— 15 м для линий напряжением до 20 000-35 000 В;

— 20 м для линий напряжением до 110 000 В;

— 25 м для линий напряжением до 220 000 В;

— 30 м для линий напряжением до 330 000 В;

— 40 м для линий напряжением до 750 000 В.

В охранных зонах линий электропередачи без письменного согласия организации, в ведении которой находятся эти линии, ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • осуществлять погрузочно-разгрузочные, землечерпательные, взрывные, мелиоративные работы;
  • совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра;
  • производить земляные работы на глубине более 0,3 метра, а на вспахиваемых землях – на глубине более 0,45 метра, а также планировку грунта;
  • устраивать остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов;
  • совершать остановки всех видов транспорта, кроме железнодорожного;
  • производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче смазочных материалов.

Движение машин и механизмов при работах на участках, расположенных в охранной зоне воздушных линий электропередачи, рекомендуется осуществлять поперек оси воздушной линии. Проезд по проселочным дорогам и вне дорог следует проводить вблизи опор и поперек оси воздушной линии. При высоте машины и механизма в транспортном положении более 4,5 м проезд их под проводами должен быть согласован в каждом конкретном случае с владельцем воздушной линии.

При работе в охранной зоне с применением высокогабаритных машин работа должна выполняться двумя лицами, одно из которых назначается наблюдающим.

При падении провода на машину, если можно освободить машину от оборванного провода передвижением машины, то это необходимо сделать как можно быстрее, а о случившемся сообщить владельцу линии. В случае отсутствия такой возможности наблюдающий должен сообщить о случившемся владельцу линии и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий. Приближаться к такой машине на расстояние ближе 8 м запрещается.

При работе без наблюдающего водитель должен сигналом тревоги привлечь внимание водителя ближайшей машины, который, оценив обстановку, должен сообщить о случившемся владельцу линии.

Если в результате падения провода или возникновения электрического разряда машина загорится, то обслуживающий персонал должен ее немедленно покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с машиной и землей. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе согнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от зоны растекания тока замыкания на землю следует, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой. О случившемся должно быть сообщено владельцу воздушной линии. До прибытия специальной бригады запрещается принимать какие-либо действия по пожаротушению машины и приближаться к ней на расстояние ближе 8 м.

Н. Г Дмитрук, государственный инспектор Кобринской РЭГ

Поделиться этой новостью города Кобрина