Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 09.04.2021

КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ НАБИРАЮТ ОБОРОТЫ

Технологии в современном мире стали делом повседневным. Дома, на работе и учёбе, в автомобиле и на улице – повсюду мы встречаем плоды технического прогресса. Однако зачастую забываем, что с помощью смартфонов, планшетов и компьютеров кто-то может следить за каждым нашим шагом. Актуальность данной темы подтверждается участившимися преступлениями в киберпространстве. Какие из них наиболее характерны для Кобринщины? Об этом мы просили рассказать начальника Кобринского РОВД Андрея Дулевича.

Немного статистики

– В 2020 году в Брестской области зарегистрировано более 3 тысяч преступлений, связанных с использованием компьютерной техники, из которых более 200 произошли в Кобринском районе. Текущий год не изменил эту тенденцию: за первый квартал уже зарегистрировано около 50 преступлений. Редкий день, когда в райотдел милиции не поступает заявление или сообщение о том, что у кого-то пропали деньги с банковской карточки. Анализ личности потерпевших граждан показывает, что преступления совершаются в отношении держателей банковских платежных карточек в возрасте от 18 до 75 лет, т.е. от студентов до пенсионеров. Жертвами киберпреступников становятся даже люди с высшим финансовым образованием.

Совершаемые хищения можно разделить на несколько категорий: бытовые и квалифицированные (при использовании интернет-площадок, при общении в социальных сетях).

Бытовые хищения

– Бытовые хищения зачастую происходят по причине халатного отношения к личному имуществу самого потерпевшего: потерял карточку, забыл в банкомате… Каждый человек должен знать, что присвоение найденной банковской платежной карточки и осуществление ей бесконтактных платежей является преступлением. А попытка введения ПИН-кода для совершения покупки может рассматриваться как покушение на преступление. Поэтому любые найденные (обнаруженные) карточки должны быть переданы администрации объекта, где они обнаружены, либо в ОВД или банк.

Купля-продажа на интернет-площадках

– При продаже вещей на торговых интернетплощадках человеку может поступить предложение о совершении сделки, а следовательно, и предложение совершить онлайн-платеж. Продавец не задумываясь предоставляет номер карточки для перечисления аванса или предоплаты. При этом общение, как правило, происходит в мессенджере, а не на внутреннем чате торговой площадки.

Хищение может произойти и при покупке вещей на интернет-площадке. Для этого размещается объявление о продаже по «очень выгодной» цене. Общение продавца с покупателем опять же происходит в мессенджере. Покупателю предлагают перечислить незначительную предоплату, для чего присылают ссылку на сайт, который внешне и по оформлению будет очень схож с реальным сайтом банка, торговой площадки либо службы доставки, на который необходимо ввести данные банковской платежной карточки. Аналогично предлагают установить неизвестное платежное приложение на телефон или компьютер.

Взлом страницы в соцсетях

– Не многие пользователи социальных сетей осознают, какой объем информации о себе они предоставляют фактически в открытый доступ. При этом редкий пользователь позаботиться об установке надежного пароля. Так происходит взлом страницы в социальных сетях, либо пользователь иным способом теряет доступ к ней (зашел с чужого компьютера и не удалил сохранение пароля). После чего следует рассылка всем контактам данного пользователя шокового сообщения: попал в аварию, в больницу, в милицию и т.п., надо срочно заплатить штраф, купить лекарства и т.д. При этом сообщение обязательно содержит предложение перевести деньги на указанный номер карточки.

Прежде чем перечислить деньги – поговорите с отправителем сообщения лично или по телефону. Для этого разговора не используйте соцсети – вы не знаете, с кем конкретно вы общаетесь.

«Интимный» шантаж

– В большинстве случаев такой шантаж вытекает из предыдущей темы. Происходит взлом страницы соцсети, преступник получает доступ ко всей ее информации, а сегодняшняя мода хранить в закрытых разделах страниц соцсетей интимные фотографии самого различного характера наталкивает его на мысли о шантаже. При взломе страницы злоумышленник получает доступ к этим данным, копирует их и «отпускает» страницу назад к владельцу. После чего с использованием поддельной страницы начинает шантажировать владельца под предлогом размещения интимных фотографий в широком доступе.

В других же случаях, такой шантаж начинается с личной переписки в соцсетях либо на сайтах знакомств. В ходе переписки с неизвестным лицом мы видим красивые фото и, как правило, вымышленное имя и сами поддаемся уговорам переслать интимные фотографии. Причем после первого раза следует второй, третий… В дальнейшем переписка с этим лицом может прекратиться, а уже другой пользователь предложит заплатить за «необнародование» этих фотографий.

Это более криминальная сторона киберпреступлений, но пользователь должен думать о своей цифровой безопасности. При поступлении таких предложений, ничего никому перечислять за «необнародование» нельзя, а надо незамедлительно обратиться в районный отдел милиции.

Общение с «военными из горячих точек земного шара»

– При таком общении злоумышленник приобретает доверие, как правило, одинокой женщины. Он рассказывает ей о сильных чувствах, об их дальнейшей счастливой совместной жизни в каком-нибудь райском уголке земного шара. Также повествует о своей нелегкой службе, военных заслугах, и о том, что за его подвиги ему неплохо заплатили. Однако у него, как бы между прочим, есть проблема в снятии и использовании данных накоплений. Поэтому ему нужна определенная сумма денег, чтобы он смог оплатить страховку, разблокировать банковский счет, оплатить лечение… Злоумышленник идет на любые хитрости, дабы разжалобить женщину, которая отправляет ему все свои сбережения. При этом даже после представления потерпевшей конкретных фактов, что ее собеседник обычный мошенник, она свято верит, что это не так, и продолжает помогать «бедному военному».

Различного рода «целители»

– Чаще всего «целители» с экранов спутниковых каналов телевидения рассказывают о том, что дистанционно лечат абсолютно все заболевания. Однако для усиления лечебного эффекта они должны снять «порчу» с крупной суммы денег. Запомните и передайте близким: при каждом желании перечислить или перевести денежные средства неизвестному, попавшему в сложную жизненную ситуацию, либо готовому помочь вам восстановить здоровье посоветуйтесь со своими родственниками либо обратитесь в милицию перед тем, как отправлять деньги.

Письмо от адвоката, нотариуса…

– На какие только ухищрения не идут мошенники. Вот еще одно из них. На электронную почту, как правило на ломаном или безграмотном русском языке, поступает письмо о том, что в США или в другой стране скончался ваш однофамилец, который был миллионером. Если наследники в течение шести месяцев не заявят свои права на наследство, то оно перейдет государству. Автор письма якобы является адвокатом умершего и распорядителем наследства, в связи с чем он предлагает вам заявить права на это имущество и деньги, убеждая, что схема вполне законная, так как никто родственные связи проверять не будет, а фамилии у вас одинаковые. В дальнейшем за его услуги, на оплату пошлин и другие операции необходимо перечислить различные суммы. В надежде на большую выгоду люди платят, вплоть до продажи квартир в надежде на особняк на острове.

Запомните, если вы и хотите попытать удачу, то для начала всю эту информацию необходимо проверить через официальные органы.

Звонки службы безопасности банков

– На мобильный телефон человека поступает звонок. При этом на экране высвечивается имя пользователя: «Служба безопасности банка», «Служба поддержки», либо даже название вашего банка и его логотип, либо логотип широко известного банка. Далее следует знакомство либо сразу обращение по имени отчеству с предложением сверить личные данные паспорта и Ф.И.О., но их должны назвать вы. В некоторых случаях название банка, ваши имя, отчество и даже первые или последние цифры номера карточки вам назовут, а предложат сверить остальные. Как правило, операторы мошеннических колл-центров обладают неплохими знаниями психологии либо используют ее алгоритмы. Предлоги для дальнейшего разговора снова рассчитаны на введение собеседника в шоковое состояние – на вашей карте обнаружена подозрительная активность, банк заблокировал перевод крупной суммы на вашу карту, вы подтверждаете покупку или перевод денег и т. д. В любом случае вас подведут к тому, что необходимо назвать номер, дату выпуска и иногда CVV-код.

Наиболее изощренный способ был использован, когда звонивший разговаривал голосом брата заявительницы, который якобы находился в банке. Казалось бы, такое невозможно, но кропотливый анализ информации на странице в соцсетях позволит найти видео с голосами родственников. Остальное – дело техники, а именно: использование специальных программ по обработке голоса.

В другом случае после получения данных одной банковской карточки, с нее тут же пропали все деньги. После этого сразу же последовал повторный звонок: «Мы заблокировали вашу карту и хищение денег с нее. Дайте номер другой банковской карточки, и мы все перечислим туда». В итоге со второй карты также пропали деньги.

Один из последних способов – это сообщение о том, что на ваше имя открыт онлайн кредит и для того, чтобы его заблокировать необходимо назвать код, который поступил на телефон. Код на телефон действительно приходит, но после его передачи, кредит действительно будет открыт и деньги переведены.

***

В целях защиты личных сбережений граждан необходима широкомасштабная профилактическая работа для того, чтобы каждый пользователь банковской платежной карты знал, что номера карточки – это сугубо конфиденциальная вещь, и передавать их кому бы то ни было – нельзя!

Подготовила Маргарита Савчук