Кобрин-информ

Пятница, Июнь 22nd

Последнее обновлениеПт, 22 Июнь 2018 3pm

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ БЕЛОРУССКОГО КРАЯ

Что с давних пор звало, манило человека в доро­гу? Неизвестность, поиски но­вых знакомств, неотложные дела? А может, поиски лучшей доли? Образ дороги является одним из ключевых образов- символов многих народов. В широком смысле слова дорога - это путь к самоусовершен­ствованию, к Истине, к Богу.

 

ИСТОРИЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Развитие железнодорожного сообще­ния приходится на середину XIX века. С 1795 года наша Кобринщина оказалась в составе Российской империи. А первая железная дорога в России длиной 27 км была построена в 1837 году. Была она однопутной, с шириной колеи 1829 мм.

Примерно в это же время разверну­лось и строительство железных дорог в Европе. В строй вошла дорога Вена - Варшава с шириной колеи 1435 мм, ко­торая строилась в 1839-1849 годах.

Первой железной дорогой с россий­ской колеёй 1524 мм стала магистраль Санкт-Петербург - Москва, открытие которой состоялось 1 ноября 1851 года.

В феврале 1857 года был издан Вы­сочайший указ о создании в России сети железных дорог. На территории нынеш­ней Беларуси царское правительство строило железные дороги, руководству­ясь прежде всего военными целями и стратегическими соображениями. А до­рога Петербург - Варшава стала пер­вой железнодорожной магистралью, проложенной через белорусские земли, и четвёртой по счёту дорогой в России. Это был участок Поречье - Гродно, сдан­ный в эксплуатацию в 1862 году.

В 1867 году было начато строитель­ство дороги от Москвы до Смоленска, в 1869 году - от Смоленска до Бреста, и значительные её участки пролегли через белорусские земли, соединив Минск, Ба­рановичи, Тевли, Жабинку. В 1870 году началось возведение вокзалов в Минске и Столбцах, в 1871 году появилось здание железнодорожной станции в Тевлях.

16 ноября 1871 года произошло от­крытие железнодорожной магистрали Москва - Брест. Поезд прямого назна­чения тогда преодолевал этот путь за трое суток и семь часов. Скорость дви­жения не превы­шала 25-30 вёрст в час (1 верста = 1.0668 м). Пасса­жирские вагоны были оборудова­ны мягкими пру­жинистыми сиде­ньями со спинка­ми. Для женщин имелись спаль­ные отделения.

В мае 1912 года в связи со 100-лет­ним юбилеем Оте­чественной войны 1812 года Московс­ко-Брестская доро­га была переиме­нована в Алексан­дровскую (в честь императора Алек­сандра I).

С 1892 года железнодорожная ветка Москва - Брест стала двухпутной. А на территории современной Витебщины появилась первая белорусская узко­колейка, связавшая Свенцяны и Березвеч. Она была предназначена для обслу­живания местных интересов. Витебская дорога была построена благодаря част­ной инициативе выходца из этих краёв, инженера из шляхетского рода Болесла­ва Яловецкого. Сам «король белорусской
узкоколейки» после окончания Николаевс­кой инженерной академии и заграничной стажировки в Чехии и Австрии в 1872-1873 гг. участвовал в строительстве Либаво-Ро- менской железной дороги на участке Виль- ня - Минск - Гомель. Именно на его пред­приятии в Петербурге при непосредствен­ном участии мецената был построен спе­циальный бронированный поезд для царс­кой семьи Романовых.

ПОЛЕССКИЕ ДОРОГИ

Строительство железных дорог на По­лесье следует отнести к 1882 году, когда на­чали прокладывать рельсы по линии Жабинка - Кобрин - Пинск общей протяжённос­тью 142 км. Уместно упомянуть, что строили эту дорогу специальные железнодорожные войска. Строились первые железнодорожные магистрали на частный капи­тал. Но начиная с 1880 года российское государство, осоз­нав финансовые перспекти­вы, начало выкупать железно­дорожные линии.

В 1884 году завершилось строительство второй ветви полесских железных дорог Вильно - Лунинец и Лунинец - Пинск. Этот же год и счита­ется годом открытия белорус­ской железной дороги. В пос­ледующие годы от Лунинца железная дорога ответвилась на Гомель и Ровно.

В 1885 году по полесской железной дороге ходило 68 паровозов, возивших товар­ные составы. И только с 1910 года здесь появились пасса­жирские поезда.

По железной дороге во­зили лес, зерно, рыбу, лён. Всё это послужило толчком к росту рабо­чих мест, вдоль железных дорог появлялись населённые пункты. Скорость передвиже­ния железнодорожного транспорта увели­чилась до 47 км/ч. В качестве топлива для паровозов в начале эксплуатации желез­ных дорог использовались дрова, с 1905 года начали использовать уголь.

В канун Первой мировой войны начались работы по удвоению железнодорожной ко­леи на линии Брянск - Гомель - Лунинец - Кобрин - Жабинка, а с Жабинки до Бреста было проложено уже целых четыре колеи.

В 1913 году протяжённость полесских дорог составила 2029 км, половина из них представляла собой двухколейку путь. На полесской железной дороге было построе­но 412 деревянных и 235 металлических мо­стов. В белорусских городах работало 17 училищ и школ для подготовки служащих железных путей сообщения.

Как известно, в годы Первой мировой войны после «великого отступления» 1915 года город Барановичи был занят немцами. В результате Александровская (ныне ветка Москва - Брест) и Полесская (Барановичи - Ровно) железные дороги оказались переезанными по линии фронта по реке Щара. по этой причине русское правительство распорядилось построить обходную линию от Городеи (в те годы Замирье) через Снов до Ганцевич. Но уже в 20-е годы её разоб­рали, осталась только насыпь.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА МОЕЙ РОДИНЫ

Из своего послевоенного детства я от­чётливо помню, что у нас на Гродненщине каждый приличный дом имел уникальную надворную постройку - железобетонный погреб. Эти погреба были погружены в грунт на 2-2,3 метра, благо низкий уровень
грунтовых вод и холмистая местность позволяли такое строительство. Стены их строили из местного булыжника или из разобранных кайзеровских блиндажей. А вот перекрытие у всех их было из желез­нодорожных рельсов, которые использо­вались в качестве балок. Откуда взялись рельсы в Кореличах, если ближайшая же­лезнодорожная магистраль тогда (как, впрочем, и сегодня) была расположена в вышеупомянутой Городее, что в километ­рах 50 от моей малой родины?

Разгадка на самом деле проста. Осе­нью 1915 года кайзеровские войска заня­ли западную часть белорусских земель. Линия фронта проходила возле Щорсов, Кореличей и Барановичей. Исходя из во­енной необходимости, германское ко­мандование в 1916 году приступило к строительству узкоколейки от станции Новоельня к линии фронта. В интересах этого строительства на пути прокладки рельсов безжалостно вырубались леса, в качестве тягловой силы у местных жи­телей реквизировались лошади. На стро­ительстве работало всё трудоспособное население окрестных деревень. Работа­ли там и русские военнопленные.

За год дорога была построена. Основ­ная линия проходила от станции Ново- ельня к местечку Любча через Новогру- док. Строили и ответвления, одно из ко­торых вело к Кореличам, а другое к на­ходящейся неподалёку деревне Волца.

Узкоколейка работала и после при­хода поляков в 1921 году. В это время в Новогрудке было построено здание же­лезнодорожной станции, той самой, в ко­торой сегодня разместился автовокзал.

Работала узкоколейка и во время ок­купации нашего края фашистской Герма­нией, правда, без ответвления на Волцу.

После Второй мировой войны, в 1947 году, этот кусочек дороги именовался 12­ой дистанцией Белорусской железной дороги. По узкоколейке в колхоз возили сельскохозяйственную технику, удобре­ния, назад - выращенный урожай. Два раза в день до станции Любча ходила «кукушка» на 2-3 вагона.

В 60-е годы узкоколейку разобрали. В эту разборку активно включились и местные жители, в подвалах которых до сих пор лежат балки из узкоколейки.

Нина Марчук, краевед Материал к публикации подготовила Анна Казакова