Кобрин-информ

Вторник, Дек 12th

Последнее обновлениеСб, 09 Дек 2017 6pm

Кинохроника глазами зрителя

 Народная артистка Беларуси Стефания СтанютаКак незаметно летит время. Звучит банально и до боли правдиво. Вроде, совсем недавно мы отмечали начало нового века, казалось, что до Олимпиады в Сочи еще жить и жить, строить и строить, а вот и 2014 год уже подходит к концу.

И как любой год, он полон разными событиями и датами, среди которых есть одна, знаковая и солидная - 90-летие белорусского кино. И пускай официально этот день рождения будут отмечать только 17-го декабря, уже сегодня можно рассказать о том, как все начиналось, какие фильмы были сняты, какие звезды зажглись на протяжении этих лет, тем более что рассказать есть о чем.

ЛЕНИНГРАД – СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА БЕЛОРУССКОГО КИНО

История белорусского кино берет начало в 1924 году в Ленинграде. Почему именно там? В те давние времена в Минске отсутствовала собственная техническая база, и все кинопроизводство осуществлялось на базе ленинградской киностудии вплоть до 1939 года. Именовалась белорусская киномастерская тогда иначе — «Белгоскино», или государственное управление по делам кинематографии и фотографии Наркомпроса Белорусской ССР. В 1946 году, уже располагаясь в белорусской столице, студия переименовывается в «Беларусьфильм».

ЗВЕЗДНЫЕ ДЕБЮТЫ

Картины, снятые на белорусской киностудии, распахнули двери для тогда еще совсем юных и малоизвестных актеров, ставших впоследствии народными артистами СССР и просто любимцами многомиллионной аудитории огромной страны. К примеру, в фильме режиссера Корш-Саблина «Первый взвод» (1933 год) дебютировало сразу несколько поистине народных артистов: великий актер Аркадий Райкин, Леонид Кмит и Борис Бабочкин. Дуэт Кмита и Бабочкин немного позже запомнится и полюбится зрителям в образах легендарных Чапая и Петьки. В картине «Первый взвод» состоялся также кинодебют знаменитого композитора Исаака Дунаевского – именно его талантливой рукой написана музыка к фильму.

 Народная артистка Беларуси Галина МакароваНародная артистка СССР Лидия СмирноваЗвездный путь народной артистки СССР Лидии Смирновой также начался в фильме Владимира Корш-Саблина — музыкальной комедии «Моя любовь». Это был последний белорусский фильм, снятый перед войной: дата выхода на экран – 1940 год. Будущую суперзвезду советского кино Лидию Смирнову тогда называли уменьшительно-ласкательно — Лидочка Смирнова, совсем как ее героиню – Шурочку.

ПАРТИЗАНФИЛЬМ

Киностудию «Беларусьфильм» в шутку называют «Партизанфильмом». Но как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Название придумано не случайно: большая часть фильмов, ушедших из монтажной в кинозалы и на телеэкраны, снята именно о войне. Отметим самые знаковые: «Часы остановились в полночь» (1958, реж.Н. Фигуровский) – это фильм о героической странице истории минского подполья, казни палача белорусского народа гауляйтера фон Кубе.

Фильм «Константин Заслонов» (1959, реж. В. Корш-Саблин, А. Файнциммер) повествует о непростой борьбе белорусских партизан против немецких захватчиков в годы Великой Отечественной войны под руководством легендарного Константина Заслонова.

В белорусском кино найдется немного лент, которые без преувеличения можно назвать культовыми; еще меньше – являющихся знаковыми. «Знак беды» (1986, реж.М. Пташук) – из их числа.

«Потрясение. Шок. Апокалипсис 43-го года. Беспощадная правда о войне выплеснулась за рамки экранного искусства. Это нельзя смотреть и – нельзя не смотреть!» – так отзывалась кинопресса о картине «Иди и смотри» (1986, реж. Э. Климова). Фильм получил главный приз Московского МКФ. Главная роль Флёры стала дебютом актера Алексея Кравченко.

С последней картиной Михаила Пташука на киностудию «Бе-ларусьфильм» снова вернулась ее основная тема – Великой Отечественной войны. Уже в год выпуска на телеканале «НТВ» фильм «В августе 44-го» был показан в рубрике «Классика военного кино».

БАБУШКИ БЕЛОРУССКОГО КИНО

Когда вы слышите слово «бабушка», какие ассоциации у вас возникают? Сразу же представляется пожилая женщина с добрыми глазами, мягкой улыбкой, вся какая-то очень родная, своя. Рядом с ней все беды и обиды отступают, а на душе становится радостно и спокойно. Есть в белорусском кино две актрисы, которым можно смело дать это почетное звание – «бабушка». Это Стефания Станюта и Галина Макарова.

Стефанию Станюту называли одним из корифеев Национального театра имени Янки Купалы и считали добрым гением и «талисманом» театра. Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Беларуси родилась в семье известного белорусского художника Михаила Станюты, училась в церковноприходской школе и даже побывала на встрече царя Николая Второго с белорусским народом. Свою первую роль Стефания Станюта сыграла в пьесе Владислава Голубка «Ганка», актрисе было всего 16 лет. А первая кинороль состоялась спустя 37 лет.

В основном Стефания Станюта представала перед кинозрителем в образе мам и бабушек: «Тревожный месяц верасень», «Мама, я жив!», «Люди на болоте», «О тебе», «Белые росы» — далеко не весь перечень картин с участием этой актрисы. Свою предпоследнюю роль в кино Станюта сыграла в фильме «Игра воображения», в котором она легкой походкой шла вдоль минской набережной в эффектной белой шляпке с огромными полями и развивающимся белым шарфом. За ней бежал главный герой картины, предполагая, что это его возлюбленная, ведь лица дамы видно не было. Возможно, по задумке режиссера Михаила Пташука, это был комедийный момент фильма, и зритель, увидев вместо избранницы героя пожилую женщину, должен был улыбнуться или рассмеяться. Но эпизодическая роль была сыграна народной артисткой с таким аристократическим шармом, что когда Стефания Станюта обернулась на камеру, весь зал в кинотеатре встал и дружно зааплодировал. На тот момент актрисе было 90 лет.

Галина Макарова одна из немногих в Беларуси носила высокое звание «народная артистка СССР». Ее знали и любили миллионы зрителей, как любят самых родных, самых близких людей. В 17 лет она становится актрисой Белорусского национального театра. Но этого было слишком мало для неугомонной натуры актрисы. В 1939–м она становится чемпионкой Белоруссии по мотокроссу. «Черт в юбке» – шутливо называли ее друзья за веселый и сильный характер. Она, дочь царского офицера, занималась и верховой ездой – великолепно смотрелась в седле! А вот в кино и на театральной сцене играла в абсолютном большинстве простых деревенских женщин из народа. Ее называли самой народной из всех народных артисток. «Деревья на асфальте» – так назывался один из лучших фильмов Галины Макаровой. В сквере на площади Победы растут деревья, посаженные ею. Живой островок доброты и памяти.

Материал подготовила Анна Казакова
Продолжение следует…