Кобрин-информ

Вторник, Сен 17th

Последнее обновлениеСр, 11 Сен 2019 3pm

Информ-панорама

15 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА.

Современные подходы к здоровью школьников.

 Здоровье подрастающего поколения в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с дру­гими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

 Годы обучения для каждого ребенка — период интенсивного развития, формирова­ния организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наи­большее воздействие.

 

 

Одним из важнейших показателей здоровья населения, в том числе детс­кого и подросткового, является заболеваемость. 

Заболеваемость — это объективное массовое явление возникновения и распространения патологии среди населения, явля­ется результатом взаимодействия настоящих и предшествующих поколений людей с окружающей средой (в широком понимании этого слова), проявляю­щегося в различных формах в конкретных условиях существования.

 Для детс­кого населения характерны закономерности формирования патологии, связан­ные с основными возрастными биологическими процессами и условиями жиз­ни.

Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о том, что наиболее выраженный рост распространенности функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии, частоты острой и обострения хронической патологии у детей происходит
в период получения систематического образования.

Можно сказать, что здоровье ученика в норме, если ребенок справляется с учебной нагрузкой, умеет преодолевать усталость, общителен, уравновешен, способен удивляться и восхищаться; учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение.

         К сожалению, необходимо отметить, что в последние годы широкое распространение получают школьно-обусловленные заболевания среди детей (нарушение остроты зрения и нарушения осанки, различные психо-эмоциональные заболевания, эндокринные заболевания и др.).

Каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание в состоянии компенсации или декомпенсации, при этом удельный вес абсолютно здоровых детей составляет лишь 20-25 %.

 

Агрессивные факторы, которые на современном этапе влияют на формирование здоровья школьников, действуют в комплексе.

С одной стороны - это:

ü  Наследственность — определяет здоровье на 20%.

ü  Условия внешней среды (природные и социальные) — на 30%.

ü  Образ жизни человека — на 50%.

С другой стороны:

ü интенсификация процесса обучения (высокий объем учебных и внеучебных нагрузок);

ü дефицит времени для усвоения информации;

ü нерациональное питание;

ü уменьшение продолжительности сна и прогулок;

ü снижение физической активности и гиподинамия.

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека яв­ляется его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Важное значение при этом играет роль родителей в привитии детям привычек здорового образа жизни, благоприятная социально-психологическая атмосфера в семье.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Однако, при этом мы должны осознать необходимость постоянного выполнения гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Значительная часть школьников большую часть времени проводит в образо­вательных учреждениях и режим их жизни, в значительной степени обусловлен школой.

Результаты проводимых исследований  показывают, что фактическая учебная нагрузка в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов составляет для учащихся 5-8 классов - 7,2 - 8,3 часа в день; для учащихся 9-11 классов - 8,6 - 9,2 часа в день. С учетом домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 6-7 часов в начальной, 10 - 12 часов в средней школе. Совершенно очевидно, что увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низка сопротивляемость болезням.

 

Известно, что профилактика нарушений здоровья учащихся при обучении в школах — это, прежде всего, мероприятия по снижению влияния неблагоприят­ных внутришкольных факторов: соблюдение действующего законодательства по обеспечению параметров внутришкольной среды и  оптимизация учебного процесса.

Однако,  охрана здоровья детей – это  общая забота и родителей, и медиков и педагогов.  Важно, чтобы и взрослые и дети владе­ли знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, умели и  хотели применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоро­вье окружающих людей.

         С целью улучшения условий обучения детей, профилактики утомляемости, профилактики нарушения осанки, улучшения качества питания, обеспечения его безопасности учреждениями образования проведена определенная работа по выполнению территориальных программ и планов мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе направленных на создание и укрепление здоровье сберегающей среды для детей в организованных коллективах. Всего на контроле находится 11 программ и планов мероприятий, решений Кобринского исполкома и Брестского облисполкома по учреждениям образования Кобринского райисполкома.

 

Профилактика и коррекция так называемых «школьных» болезней (в т.ч. близору­кость, нарушение осанки) во многом зависит от комплексного подхода в проведении профилактических и корректирующих мероприятий как в школе, так и в домашних условиях:

ü соблюдение требований к естественному освещению и искусственной освещенности.

Рабочие места учеников должны быть обеспечены равномерным естественным освещением, причем оно должно быть левосторонним. Большое значение имеет цветовое оформление окружающей обстановки (светлых тонов с матовой поверхностью). При недостаточном естественном освещении следует использовать искусственное (рекомендуетсяиспользовать  светильники как в темное время суток, так и в пасмурные дни в течение всего рабочего дня).

 

ü проведение гимнастики для глаз.

Обосновано проведение физкультминуток на уроках, при подготовке домашних заданий (доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения, снимается мышечное и психо-эммоциональное напряжение).

 

ü обеспечение рабочей позы за столами и партами.Соответствие мебели росто-возрастным характеристикам учащихся в школе и дома.

При организации рабочего места необходимо предусматривать правильную рабочую позу. Основные требования к правильной рабочей позе – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение тела.

 

ü рациональная учебная нагрузка.

С учетом профилактики переутомления и повышения  умственной работоспособности необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, белорусский, русский, иностранный языки, физика, химия) с другими учебными предметами при организации учебного процесса в школе и при выполнении домашних заданий. Особенно такое чередование требуется для детей начальных классов, детей с ослабленным здоровьем и учащихся, которые изучают предметы на повышенном уровне. Продолжительность непрерывной работы с учебниками не должна превышать 45 минут, затем должен быть перерыв для двигательной разрядки (не менее 10 минут).

 

ü  рациональная двигательная активность.

Двигательные действия повышают адаптационные возможности организма, расширяют функциональные резервы. Мышечная деятельность активизирует обменные процессы, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, усиливает защитные реакции, улучшает пищеварение, повышает работоспособность, а значит, является мощным резервом профилактики различных заболеваний. Систематическая двигательная активность оказывает благотворное влияние и на эмоциональное состояние человека.

 

ü  рациональное и сбалансированное питание.

Правильное питание – это укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение различных заболеваний, замедление процессов старения. При этом должны обязательно соблюдаться основные принципы питания:

1.равновесие между поступившей с пищей энергией и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности;

2.удовлетворение потребностей организма в определенном количестве и соотношении пищевых веществ;

3.соблюдение режима питания (определенное время приема пищи и определенное количество пищи при каждом приеме).

Чтобы пища приносила пользу пищевые продукты должны быть натуральными и экологически чистыми, безопасными; пища должна быть разнообразной (растительной и животной); необходимо больше употреблять фруктов и овощей; меньше употреблять сладкого, соленого, копченого, газированных напитков, продуктов, содержащих вредные добавки, красители, стабилизаторы.

 

Одним из главных факторов неблагополучия здоровья школьников является недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Очень важно сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья.

В учреждениях образования  Кобринского района с целью формирования у подрастающего поколения осознанного отношения к здоровью функционируют проекты «Школа-территория здоровья»,  проводится комплекс мероприятий, акций. На территории района реализуется ряд профилактических проектов: «Мой выбор – жить с позитивом!», «Правильная осанка – залог здоровья», «Здоровое сердце – залог успеха!», «Мы – за здоровый и безопасный отдых!», «Школьное питание - здоровое и рациональное!».

При этом большое значение имеет, что в проведении данных мероприятий принимают участие не только дети,  педагоги, медицинские работники но и родители!

 

 

Заведующий отделением гигиены

детей и подростков     

Кобринского зонального ЦГЭ                                Людмила  Измоденова

(Тел. 2-32-44, +37529 725 24 20)